Бомбинг — это то, что наибольшим образом относится не к самому граффити, а к поведению художников на уличной сцене. Он основывается на распространении надписей или рисунков, которые чаще всего создаются с помощью баллончика с краской в наиболее ускоренном режиме. Никаких правил граффити бомбинг не имеет, а цель каждый представитель уличного искусства вырабатывает сам. Кто-то таким образом увеличивает узнаваемость своего стиля граффити, кто-то просто напоминает всем о своём существовании. Мы не можем исключить того, что отдельные художники таким образом компенсируют различные проблемы развития своих личностей.

Чаще всего они носят дефицитарный характер. При шизоидном расстройстве не хватает умения совершать самые обычные поступки, постоянно приходится придумывать мир заново, а при зависимом человек не осознаёт себя целиком. Различные типы личности могут выражать себя в рамках стрит-арта по-разному, но получается так, что на каком-то этапе развития бомбинг нужен почти всем. Он увеличивает популярность художников и групп, даёт постоянную подпитку сознания новыми впечатлениями. Начальные опыты чаще всего затягивают, поскольку приводят к активной выработке адреналина и других веществ. Образуется зависимость, которая ничем не отличается от той, что присутствует у всех тех, кто занимается экстремальными видами спорта.

Зачем это делается?

Название одной из российских групп стрит-арта «Зачем?» традиционно считается риторическим. Но не все подобные, почти риторические, вопросы не имеют ответа. Зачем же люди занимаются граффити-бомбингом? Для самоидентификации, определения себя, получения точек отсчёта, возвращения вечно ускользающего «я» на своё место. Во всяком случае, если речь идёт про настоящее уличное искусство.

Дополнительные цели всегда можно придумать. Они могут быть:

  • коммерческими — с помощью бомбинга неоднократно пытались рекламировать различные товары, но практика показывает, что так можно не только увеличить, но и потерять популярность бренда — хорошо лишь для товаров определённой группы;
  • политическими — это началось ещё в годы Парижской коммуны, и постоянно продолжалось во всех странах мира — в период революционной активности на стенах появляются работы политического содержания;
  • социального протеста — почти тоже самое, что и политика, но чуть более по-философски должно выглядеть — не «долой буржуев», но «долой общество потребителей»;
  • криминальными — с помощью граффити уличные банды «метят» свою территорию.

На стыке изобразительного искусства и перформанса…

Классический бомбинг оторван от всего лишнего, включая изобразительное искусство, как бы парадоксально это не звучало. Если это искусство, то 80% важности в нём имеют поступки. Настоящий бомбинг интернационален, но пальму первенства в нём держат немцы. Это группа 1UP или «Одна единая сила», которая заполнила своим тегом весь Берлин, а потом он стал распространяться и по миру. Неизвестно — было ли участниками проекта изображено хоть что-то, кроме своего логотипа. А работают они исключительно партизанскими и нелегальными способами, лишь в последние несколько лет сделали несколько вылазок на выставки и биеннале.

Как это делается?

Впрочем, лучше спросить, когда… Ночью. Да, обычно бомбингом занимаются под покровом темноты. Это похоже на боевые операции или какие-то криминальные проделки. Не совсем правильной будет постановка вопроса о том, какие шрифты используют для graffiti этого направления. Используют все возможные. Действие порождает стиль, а он — шрифты и практические особенности их начертания. Представим себя на месте человека, который пишет тег на двери супермаркета. А бомберы иногда позволяют себя и такое. Всё нужно сделать в считанные минуты. Так возник вариант создания тегов и других надписей, который получил название throw-up, от английского глагола to throw-up – бросать или кидать. Его синонимом является термин «флоп», от глагола to flop — шлёпать или ронять. Всё это означает рисунки, сделанные на очень большой скорости. Если это буквы, то они могут состоять только из заливки и контура. Стиль определяется условиями, ничего специального.

Не всегда артисты уличной сцены имеют в распоряжении только минуты. Внешний вид вагонов в депо или стен каких-то проходов можно видоизменять часами. Поэтому в ходу извивы дикого стиля и нарочитая агрессивность шрифтового стиля «блокбастер».

Настоящее бомбинга и перспективы его развития

В настоящее время бомбинг не исчез, как это иногда думают, но лишь изменил некоторые особенности. В Москве, несмотря на все старания властей, кто-то ещё осмеливается рисовать и писать на стенах в традиции агрессивного бомбинга даже в центре города, хоть там и установлено очень много камер наружного наблюдения.

Отношение к такому граффити в обществе всегда было полярным. Кто-то считает работы хулиганством, а кто-то видит проявлением смелости и новаторства. Многое в этом деле зависит от индивидуального подхода авторов и их умения соблюсти баланс, если не на уровне административного кодекса, то хотя бы в плане норм морали и этики.

Дайджест

⭐️ Избранные материалы про уличную культуру