Стили граффити — это достаточное условное понятие из мира особого искусства. Отношение к ним время от времени меняется. Не составил исключение и дикий стиль в граффити. Он появился из-за того, что надписи и рисунки на одном и том же месте стали тесно переплетаться между собой. Из года в год стены отдельных участков городов в США, и прежде всего в Нью-Йорке, покрывались надписями, которые оставляли команды и одиночные энтузиасты.

Дикий, потому что не может быть другим…

В уличной среде не принято сначала грунтовать стену, а потом уже работать. Ребята подбегают и пишут на такой, которая есть. В результате надписи накладывались одна на другую. Получалось нечто подобное растительности на природном лугу, где переплетаются стебли самых разных растений. От художников требовалось не просто написать, а ещё и как-то вписаться в пространство, куда кто-то уже вписался ранее.

Вспомним, что алфавит — это буквы, которые состоят из черт и округлых форм. Какие-то куски от линий предыдущей надписи можно использовать для создания своей. Таким образом в Нью-Йорке 80-ых стихийно стал формироваться Wild Style. Дикий, потому что хаос линий, превращающихся в буквы, на самом деле напоминал первозданные джунгли.

Эту особенность подхватили некоторые художники и стали имитировать то, что когда-то получалось само по себе. Используются такие приёмы, как неестественный наклон шрифта, множество стрелок и молний на концах линий и засечек, яркие контрасты цветов, плохо сочетающихся друг с другом. К примеру, салатовый, красный, ультрамарин, желтый, оранжевый с фиолетовыми тенями.

Основатели направления

При рассказах о том, что такое Вайлд Стайл часто вспоминают Tracy 168. Хотя большая часть его рисунков и надписей связана с тем, что сегодня назвали бы Throw-Up, он и является полноправным отцом стиля. Он породил не только термин, а так назывались и стиль, и его команда «Wildstyle», куда входили многие известные ныне художники, но и концептуальные основы. В его понимании дикость — это свободное совмещение и заполнение пространства деталями, которые на первый взгляд противоречат друг другу.

Характерно, что к дикому стилю причисляют ещё и художников, которые самовыражались в совершенно другой манере. Видимо сказывается либеральная концепция направления. К примеру, Stay High 149 — негритянский и вечно обкуренный художник оставлял такие теги, которые невозможно ассоциировать с чем-то конкретным. Использованный выше термин «негритянский» кому-то мог бы показаться противоречащим современным нормам политкорректности. Только сам Уэйн Робертс, как звали Stay High 149, постоянно подчёркивал, что он из гетто. Так он именовал не только Гарлем, но и весь свой мир, включая 149-ую улицу в Нью-Йорке.

Более современные и узнаваемые черты дал стилю Kase 2. Он принёс в хип-хоп культуру некоторую революционность и создал особый гарлемский стандарт сумбура, основанный на хаотичности, даже нечитаемости, слов дикого граффити. Литеры налезают одна на другую, а места наездов превращаются в элемент стилизованного оформления творения. Настоящее имя Kase 2 — Джефф Браун, и он тоже из Гарлема. Этакий вечный ребёнок, который с азартом играл в своё творчество. Сам он именовал свой стиль “computer rock”. Ему характерна не только резкость линий, изгибы и переплетения, но и масштабность. Вместе со своими друзьями он расписывал вагоны метро целиком.

Всегда что-то большее…

Выделять стили граффити — занятие не самое благодарное. Делая это нужно понимать, что манера работы различных художников может меняться, а сами стили имеют два лица. Одно — природное, основанное на практике нелегального стрит-арта, а второе — это уже результат культивирования каких-то стихийных направлений.

Яркой иллюстрацией и является Wild Style. В современной вариации — это наиболее сложный тип райтинга, который строится на тесном переплетении букв. Шрифт представляет собой синтез чего-то, напоминающего готический, со всем тем, что случается в области типографики. В каком-то смысле надписи повторяют шрифтовой дизайн обложек групп тяжелого металла и подобных музыкальных направлений. Но этот же стиль, особенно при использовании манеры рисования закруглённых букв бабл-граффити, может быть способом тиражирования тегов в ходе бомбинга. Правил в общем-то не существует, поскольку настоящее уличное искусство спонтанно и непредсказуемо.

Дайджест

⭐️ Избранные материалы про уличную культуру