К каждому определению, которое обычно дают творчеству и деятельности Кита Харинга (Keith Haring), следует добавлять самые яркие и нестандартные эпитеты. Наверное, слов «сумасшедший», «наркоманский», «чёртов» будет даже мало, а уж обычное слово «необычный» попросту ничего не передаст. Его творчество не просто нестандартное, но явно вырывается за пределы любых жанров. Это выражается буквально во всём, включая те носители, на которые попали картины, если всё это можно называть таким словом… Стены, окна, потолки, майки, блокноты, билборды, значки, наклейки. Хотя, конечно же, он художник и скульптур, общественный деятель.
Жизненный путь
Начал он с того, что создавал свои произведения на чёрных местах под рекламу, делая это всем тем, что было белым, включая мел. Многие рисунки не жили более нескольких часов, но сама деятельность в этой социальной урбанистической среде не могла не остаться незамеченной. Его странные, ничего не представляющие, не выражающие, не имеющие никакого смысла, фигуры стали нравиться людям. Возникли первые поклонники, которые фотографировали картинки, а потом делали с ними значки. Получилось что-то вроде социальной сети. Любой желающий мог предложить нарисовать что-то на щите под рекламу следующей станции. А потом хвастался фотографией того, что получилось в результате.
Какой-то собственный стиль ранний Харинг имел, но выразить его словами было бы трудно. В этот период он ещё был бессеребренником, а отношение к деньгам изменил после знакомства с родоначальником поп-арта Энди Уорхолом. Позже, в 1986 году, на Манхэттене откроется магазинчик Pop-Shop, в котором будут продавать изображения фигурок, что к тому времени уже станут культовыми.
Жизненный цикл, что проделал Кит Харинг, художник без опознаваемого стиля, содержал всё то, что в современной России вызывало бы только негативные эмоции. Наркоман и гомосексуалист, больной СПИДом, призывающий не скрывать, не умалчивать, делать всё это предметом широкого обсуждения. Да ещё и изображающий то, что у любого обывателя вызовет культурологический шок. Непонятные собаки, которые танцуют, лают, едят, писают, смеются — это всё ещё ничего, но его живопись может вертеться ещё и вокруг не каких-то там фаллических символов, но самых настоящий эрегированных мужских половых органов. А из них вылезают чертики — чёрные и контрастирующие со всем прекрасным на белом свете.
Считается, что так Keith Haring символизировал СПИД, но это верно лишь отчасти. С таким же успехом можно сказать, что все мрачные образы, которыми насыщена его поздняя туалетная живопись, это плач по собственному расстройству личности и поведения. Достаточно набожный юноша из хорошей семьи и вдруг умирает в самом рассвете сил от СПИДа, будучи к тому же наркоманом. Использованный выше термин, связанный с туалетами, не случаен. Творчество распространялось и на их стены. Одна из работ, под названием Once Upon A Time, или «Как-то раз», была выполнена в мужском туалете здания в Нью-Йорке. Во время работы туалет не закрывался, и все его посетители могли задать свои вопросы творцу прямо на месте.
Творческий стиль Кита — это отсутствие всякого стиля
Итак, Кит Харинг, работы которого у почти у всех вызывают ассоциации с чем-то знакомым, даже у тех, кто ничем таким авангардным не увлекается, не имел никакого стиля. Он рисовал свои переживания, а работа давала ему способ купировать аутизм и, вполне возможно, психопатию. Иногда говорят о том, что он близок к дадизму и неодадизму, но кто из авангардистов от него далёк? Дадизм — это сознательное разрушение смысла, концепции, в нём есть протест, а Кит рисовал сразу своё подсознание. Некоторые его картины очень сильно напоминают изображения древних индейцев майя и инков. Он, конечно же, знал об их существовании, но вряд ли это подражание. Скорее — древние художники и Кит были в сходных изменённых состояниях сознания.
Чуть подробнее про произведения…
Один из его шедевров — открытие миру уличных художников знаменитой стены в Bowerу. Сейчас на ней создают какие-то монументальные почти полотна. Очень красивые, исполненные мастерства. Бовери мурал Харинга представлял собой его классических человечков, рожицы с тремя глазами и символические изображения атомов. Однако воздействие на зрителей всё это наркоманское безумие оказывало куда более сильное. Ничего не понятно, но каждая деталь попадает прямо в сердце. Другая работы мастера — это разрисовка Берлинской стены. Про неё говорили, что она показывает стремление немцев к воссоединению. Это явный и форменный бред. Если и был в той настенной росписи смысл, то переводить его на человеческий язык нужно так: «Люди, вы натурально безумны, если делите своё жизненное пространство какими-то чёртовыми стенами».
Последней масштабной росписью стены был мурал на стене церкви Сан-Антонио в итальянской Пизе. Там всё изображено в радужных тонах. Но мы уже познакомились с внутренним миром художника. Нас не смутит то, что Pisa Mural вроде бы символизирует гармонию в мире. Мы понимаем его душу. Он нарисовал Ад, самый настоящий Ад мира, но раскрасил его в яркие и жизнеутверждающие тона. Видимо католики Италии оценили творения по достоинству.
В 2018 году на стенах бывшего хранилища Городского музея Амстердама обнаружили работу Харинга 30-летней давности. Художник выполнил мурал размером 12 на 20 метров в 1986 году с разрешения администрации музея.
Умер Кит в 1990 году, в возрасте 31 года. Причиной смерти считаются осложнения, которые вызвал СПИД. К этому остаётся добавить ещё один штрих. Практически сразу после того, как Кит Харинг узнал, что болен, — он стал пытаться активно помогать людям, которых коснулась проблема СПИДа. Это было и информирование, и призывы к обществу, и активное участие в организации различных благотворительных мероприятий. За год до смерти он создал фонд своего имени, вложив в него большую сумму. Задачей фонда является помощь больным СПИДом и различным детским организациям, он продолжает работу и в наши дни. Всё же меркантильности в нём было очень мало. Он так и остался в душе хорошим парнем.