Паша 183

Паша 183 возник на небосклоне уличного искусства ярко, резко и ультимативно, но прожил совсем короткую жизнь, которая была наполнена огромной энергией, духом протеста и полноценной оригинальностью. Будучи представителем поколения недовольных, он никогда не позволял себе уйти во что-то одно, оставался свободным художником, щедро выплёскивая свою способность погнать волну, оставаясь при этом почти незаметным. Короткая жизнь позволила ему не узнать реалии современной России. Он умер в 2013 году, поэтому ничего не узнал о войне на Украине и массовой борьбе с «экстремизмом» в социальных сетях. Тогда дух протеста касался извечных вопросов противостояния сил света и тьмы, наживы и творчества. Конечно, в современной России ему не помогли бы никакие маски, а изображать сотрудников правоохранительных органов, со щитами, в касках, на манер улиц 90-ых, на дверях станции Московского метрополитена никто бы теперь не позволил. В новой России это было бы не поводом к размышлению, а составом преступления. Художник всего этого не увидел, поэтому не нужно ассоциировать его протест с современным. Дело было совершенно в другой России.

Скупые строчки биографии почти неизвестного художника

Однако обо всём по порядку. Художник Павел Пухов родился в 1983 году в Москве. Его детство пришлось на период распада СССР, а становление личности на 90-ые годы. Сейчас они массово выдаются только за годы экономического хаоса. В действительности же было в том времени ещё и то, что оказалось утраченным совершенно — дух свободы. При этом Павел получил хорошее образование и развивался всесторонне. В детстве он увлекался музыкой, пением, информатикой и граффити, позже ещё и диггерством. В период 2001-2002 годов учился на курсах графического дизайна в классе С. Д. Чебаткова. Немного сисадмин, немного любитель урбанистического экстремального спорта, много — творческий человек и свободный художник. Официальное образование у него, в отличие от множества собратьев по цеху, было — он окончил Институт дизайна и моды. Были и серьёзные проекты в мире театрального искусства. Это стрит-арт, расширенный до декораций к зонг-опере «TODD». В одном из немногочисленных интервью Павел сказал, что у него было ещё и юридическое образование.

Работы и не совсем понятный смысл их

Работы P 183 в основном направлены на расширение видения обычных вещей. Он умел посмотреть на что-то совершенно другими глазами. В результате уличный фонарь становится душкой от очков, изменяется гештальт привычных объектов. Обложка шоколадки «Алёнка», ставшая образом использования ностальгии по СССР в коммерческой продукции «нулёвых», претерпевает ещё одно изменение. Паша 183 монстрирует образ, в нём появляются сюрреалистические черты.

Работа Паши 183 Аленка

Время летит так быстро, что смысл, который вкладывал Павел 183 в работы, уже может быть совершенно непонятным. К примеру, на картине «Современный Дон Кихот» некто в рыцарских доспехах мчится на коне по направлению к электричке. У него копьё, он в шлеме, а его пояс обвешан баллонами, видимо с краской. Это работа отражала реальность того времени. Художники пытались рисовать красками на вагонах электричек и поездов дальнего следования, а компания ОАО «РЖД» этому противодействовала. Самой страшной статьёй была ст. 214 УК РФ, которая предусматривает наказание за вандализм, но ей больше грозили, чем пытались применять на самом деле. Тогда даже была возможной дискуссия о том, можно ли посадить уличного художника за его творчество. В современной России, когда УД возбуждают из-за репостов в социальных сетях, такое можно вспоминать только с улыбкой.

P183 никогда не входил в команды. Он работал с их представителями, многих знал лично, создавал их портреты. Хорошо известны его образы художников из группы «Зачем». Они продолжают цикл портретных зарисовок самых разных персонажей, среди которых много девушек и девочек, которые одновременно исполнены трагизмом, лиризмом и инаковостью. Философия P183 продолжается и в этом. Обычная фраза «Спички кончаются» становится маркером надвигающейся тьмы.

… и немного мировой славы

Мировую известность Павлу Пухову принесли публикации в британском Guardian, в которых его назвали «русским Бэнкси». Бэнкси — это британский анонимный художник, мастер социального протеста, граффити которого направлены против реалити современного мира. Павел на него похож только тем, что уже с 2005 года занимался социальным уличным искусством, но не относил себя к целиком политизированным художникам. Вообще подобные обороты всегда не нравятся тем, кого так называют. Когда японский мастер хоррора Кодзи Судзуки узнал, что журналисты назвали его японским Стивеном Кингом, то ответил «Это ещё неизвестно, кто у нас чей — может быть это Стивен Кинг американский Судзуки». Но такое негативное восприятие не говорит о том, что один художник недоволен другим. Просто им не нравится такое клише, когда одного мастера подгоняют под другого. P183 хорош сам по себе, как и Бэнкси очень талантлив, умён и хорош по-своему, хотя никому и не удалось выяснить, кто же он такой.

Гибель

Умер Павел Пухов в апреле 2013 года. Про обстоятельства ничего не сообщалось. Известно лишь то, что он погиб, но смерть не носила насильственный характер. Говорили, что причина смерти — остановка сердца, но это не точно. Точно лишь то, что у мёртвых сердце уже не бьётся. Остаётся память. Бэнкси выразил свои чувства работой «P183. R.I.P.». Это баллончик с краской, а над ним знак пламени.

Работа Бэнкси в память о Паше 183

Работам и мировосприятию художника была посвящена выставка «Наше дело подвиг!», которая проходила в Московском музее современного искусства, а так же персональная выставка во Владивостоке. При жизни его графические работы и инсталляции были представлены в мэрии французского города Ле-Кремлен-Бисетр. В постоянной экспозиции музея уличного искусства в Санкт-Петербурге находится знаковое произведение внушительных размеров «Стены не спят».

Обычно критики и соратники говорят о том, что ему бы ещё мол лет десять, тогда талант получил бы возможность полного развития. Да, если бы что-нибудь не получил сам художник. Выход найден, но он оказался совсем не там, где находится вход.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*