Паблик-арт — одно из наиболее противоречивых явлений мира искусства, а его сущность понять не так сложно, как это может показаться. Представьте себе современную художественную выставку, которая содержит не только полотна и скульптуры, но и инсталляции, а некоторые авторы проводят акции перформанса. Всё это делается для публики, которая изначально готова к тому, что она увидит. Теряется элемент неожиданности. Глядя на скульптуру зритель сравнивает её с аналогами жанра, а действия художников оцениваются по принятым критериям. В результате пропадает ощущение новизны и почти полностью отсутствуют естественные коммуникации со зрителями.
От первых попыток до наших дней
Сломать этот барьер стали пытаться ещё в конце XIX, начале XX веков, когда искусство попробовало выйти за рамки музеев, а его деятели встретиться с представителями обычного народа. Однако этот период пришёлся на мировую войну, а следом за ней началась чехарда революций, которая сменилась установлением тоталитарных режимов и новой мировой войной. Всем было не до экспериментов в этой области.
Поэтому возрождение попыток деятелей искусства выйти на площади и улицы, которое пришлось на 60-ые годы XX века, можно считать полноценным рождением направления позиционирования различных художественных произведений. Автономным жанром паблик-арт являться не может. У него нет чётких рамок, поэтому лучше сказать, что паблик-арт — это тип коммуникаций в искусстве, но не разновидность живописи, графики, скульптуры или театра.
Как это происходит?
Во многом public art — явление откровенно искусственное. В его концепцию вписалось даже то, что Вали Экспорт водила за собой на поводке по Вене куратора 4-й Московской биеннале Петера Вайбеля. Перечесть самые разные проделки художников, стремящихся покинуть инкубаторы выставок с их музейной атмосферой, было бы достаточно трудно. Как и описать все те объекты, которые увидел неподготовленный зритель. В их число входят звуковые и медиаинсталляции, видеопроекции, различные нетрадиционные скульптуры. В каком-то смысле, понятый не всеми современниками, памятник Петру I, работы Зураба Церетели, тоже можно отнести к паблик-арту.
В чём отличие от стрит-арта?
Очень часто понять сущность того, что происходит в искусстве можно посредством сравнения с чем-то ещё. Паблик-арт — явление уличное, но не относится к стрит-арту, который тоже развивается не в тиши галерейных экспозиций. Стрит-арт — это работы уличных художников, которые базируются на граффити, с добавлением техники трафаретного нанесения изображений на стены и различных элементов абстрактного изобразительного искусства. Участники движения объединены в свою субкультуру, с присущими ей атрибутами. Это уличные активисты, и лишь работы наиболее выдающихся из них узнают о том, что это такое — выставка. А вот мастера паблик-арта движутся в обратном направлении. Они не рождаются в подворотнях, и проходных дворах, на площадях и в метро, как это происходит с уличными художниками. Даже если по какой-то причине граффити попадёт в экспозиции паблик-арта, то лишь для того, чтобы сделать мероприятия, проводимые в его рамках, более понятными публике.
И тут уже невозможно провести чёткую границу, где начинается одно и кончается другое. Любой мурал можно отнести к направлению паблик-арта. У него есть одно характерное свойство. Создать изображение в целую стену или поставить на площади скульптуру, которая будет стоять долгое время, так просто не получится. Нужны какие-то согласования, разрешения муниципалитета и подобное. Это вам не подбежать к стене и не написать на ней название своей команды за 20 минут.
Паблик-арт в России и проблемы его внедрения в городскую среду
В нашей стране паблик-арт известен достаточно давно. Хоть Россия — страна особая, но основные направления искусства в ней развиваются по тем же законам, что и везде. Много заказных произведений, много такого, что может быть и не стоило бы выставлять на всеобщее обозрение. То, что произведения появляются по согласованию с властями иногда лишь показывает, что власти далеко не всегда понимают людей. И не только в нашей стране. В США была перенесена из Чикаго фигура «Мэрилин навсегда», которая не вписывалась в исторический контекст города, демонтирована «Наклонная дуга» в Нью-Йорке, что намеренно меняла восприятие пространства одной из площадей города, но изначально никто не интересовался — хотят ли того горожане.
Очень часто произведения паблик-арта поднимают какие-то действительно важные вопросы, но совершенно не факт, что люди имеют намерение думать об этом думать и это им нужно. Конечно, этого нельзя сказать про все случаи художественной интервенции. К примеру, фотоработы художницы Дарьи Иринчеевой, что размещались на станции метро «Лубянка», заставляли пассажиров метро путешествовать в макро- и микромир. Это были изображения вселенной и листков растений, которые менялись по мере движения на эскалаторе. В любом случае в метро в сознание что-то да вклинится. Подобные эксперименты можно только приветствовать, поскольку они ещё и защищают от навязчивой рекламы.
Итак, паблик-арт существует, он основан на естественном стремлении художников пойти навстречу неподготовленным людям, но, как показала практика, ничего хорошего не происходит, если зрителям что-то усиленно навязывается. Без сомнения, направление может серьёзно изменить городскую среду, но будет очень плохо, еслда.