Стикер-арт

Можно подумать, что ничего хитрого в том, чтобы наклеить куда-то стикер нет. Конечно, если вести речь о процессе, который длится всего 3-4 секунды, то это так. Каким же образом появилось направление стикер-арт и при чём тут вообще искусство? Ответ на этот вопрос станет понятен тем, кто попробует создать и разместить минимальную партию всего в 100 наклеек.

Что скрывается за наклейкой?

Если этим займётся человек творческий, то наверняка ему захочется размещать не всё то, что попадётся под руку. Нужно будет разработать оригинальный дизайн, а уже этот этап потребует знания о пропорциях и композиции, цветовых решениях, в конце-концов — умения рисовать. Конечно, его можно заместить техникой коллажа, но и для этого нужно некоторое мастерство.

Затем стикеры по своему дизайну будет нужно заказать в каком-то полиграфическом предприятии и дождаться готового тиража. Возможно и создание всей партии своими силами, но это уже требует очень большого времени и серьёзных усилий. Следующим шагом станет выбор подходящих мест, следование к ним по городу и наклеивание на различных поверхностях. Следует учесть, что в настоящее время, когда камеры наружного наблюдения установлены везде и всюду, какое-то внимание полиции такое увлечение рано или поздно к себе привлечет.

История возникновения

Трудно сказать, какие такой эксперимент даст результаты в каком-то конкретном случае, а когда-то, когда это попробовал делать Шепард Фейри, наклеивание стикеров породило новое направление в уличном искусстве. Изначально оно строилось по схеме массового захвата пространства. Он напечатал партию наклеек и передал их участникам скейт-сообщества города Провиденс, столице штата Род-Айленд. Они не вдавались в детали очень уж дотошно, а просто взяли и расклеили их по всему городу. Наклейки эти несли на себе изображение «Гиганта» и были одним из первых опытов в области применения вирусных технологий в распространении образа и слогана.

Впоследствии Гигант получил имя Андре, а рядом с несколько схематичным изображением его облика появился слоган «Подчиняйся». OBEY распространился по городу так серьёзно, что стал его неофициальным девизом. Впоследствии граффити Шефарда появились на легендарной стене AS220, а его стиль подхватили другие дизайнеры, и он стал прослеживаться сначала в рекламе товаров некоторых компаний города, а затем просто в рекламе всего мира. Сам же автор персонажа и идеи первого массового вирусного его распространения тогда учился в школе дизайна.

Рядом с граффити и не только…

С течением времени наклейки прочно вошли в уличное искусство и часто соседствуют с граффити. Однако есть тут одна неприятность для настоящих художников. В современном мире, которому свойственна широкая доступность полиграфической техники, печать наклеек чаще всего проводится рекламными агентствами или непосредственно отделами продаж самых разных компаний. Поэтому не менее 90% всех наклеек представляют собой рекламную продукцию. Конечно, она может быть выполнена ничуть не менее качественно и обладать своим неповторимым стилем, но… Настоящий sticker art создаётся по общим законам уличного искусства, а оно не имеет явных завязок на маркетинг. Это делается, потому что делается, потому что интересен сам процесс. Чем более явный и чёткий ответ даёт уличный художник на вопрос о том, зачем ему всё это нужно, тем дальше он становится от настоящего творчества.

Основная проблема стикет-арта в том, что художественные наклейки теряются в общей массе уличной рекламы.

Другим направлением использования наклеек вне того, что представляет собой стрит-арт является политическая пропаганда и агитация. Примеры можно увидеть на штабах определённых партий и общественных движений. Интересная история произошла в Перу, где заказчиком стикеров с надписью «Почините это!», или «Arregla Esto!», если по-испански, стал муниципалитет столицы. Предполагалось, что таким образом граждане будут указывать на места, требующие ремонта. Но достаточно быстро благие намерения превратились в форму выражения гражданского протеста. Люди стали клеить наклейки на правительственные здания, полицейские машины и подобные объекты.

В искусстве же стикер-бомбинг позволяет заполнить ещё больше пространства, чем обычный райтинг. Вполне возможно, что за ним стоит то, что Карл Юнг назвал бы циклическим присвоением. Когда поклонник жанра видит незанятый столб, то в нём срабатывают точно такие же механизмы, какие актуальны для всех живых и чувствующих существ, что метят территорию. Характерно, что представителя стиля никогда таких чувств и не скрывали.