С практической точки зрения изображение граффити можно разделить на спокойную работу по договору, когда у художника имеется вся полнота уверенности в том, что его не заберут в полицию, и активность в полевых условиях создания нелегального или полулегального граффити. В обоих случаях свой отпечаток накладывает материал. Достаточно быстро приходит понимание того, что сделать качественное граффити невозможно без умения идти на компромисс. От каких-то идей приходится отказываться уже из-за того, что на стене изображение может выглядеть совсем не так, как в тетради. Немаловажным является ещё и пространственное воображение, а так же умение передать настроение наименьшим количеством линий. Попробуем поставить себя на место художника или артиста уличной сцены и рассмотрим самые важные этапы становления мастера.

Люди, которые никогда на ней не были искренне полагают, что граффити можно научиться идя от простого к сложному. Это не заблуждение, всё так, но такое утверждение — штука в равной степени полезная и бесполезная. Рисовать учат в художественных школах и академиях, в колледжах дизайна и прикладного искусства. Так же в настоящее время довольно популярными стали и мастер-классы для всех, которые иногда проводят известные личности или те же самые художественные школы. Общие азы мастерства живописи и графики лучше осваивать всё же именно таким образом, не пытаясь срисовать что-то у другого автора, не внося ничего от себя и не развиваясь должным образом.

Что потребуется для рисования граффити

Для этого нужен баллончик с аэрозольной краской. Она довольно ядовита, поэтому ещё и средства защиты дыхательных путей, не исключено, что ещё и глаз, кожи рук. Если создаётся что-то масштабное, то одном баллончиком рисовать мы будем очень долго. Поэтому в ход идут самые разные приспособления — валики, молярные пистолеты, краскопульты и всё то, что придумали люди для нанесения краски на стену.

В баллончиках находятся шарики, которые издают посторонние звуки, поэтому некоторые художники берут с собой ещё и магниты, которые крепятся к дну баллончика.

Рекомендации новичку

Чётко и ясно поставьте перед собой цель. Что вы хотите, какую задачу решаете. Стрит-арт даёт широкие возможности для самовыражения, но нельзя забывать важности концепции и творческого замысла. Автору нужно чётко представлять, что именно он намерен донести до зрителя. Рисовать граффити можно из чувства протеста, из желания поставить перед людьми какой-то вопрос, из стремления сделать мир необычным или для того, чтобы заявить о себе. В любом случае нужно понимать, как это будет сделано. Для бомбинга важно выработать какой-то узнаваемый стиль, а потом оставлять характерную надпись. Сама по себе она может не представлять никакой художественной ценности, но тогда артист должен быть азартным человеком, одержимым идеей проявлять активность в уличной среде. Отсюда и этот термин «артист уличной сцены». Это значит, что простые граффити компенсируются частотой их появления и тем смыслом, или его отсутствием, который они несут.

Выбор стиля и эффектов

Понять сущность стилей граффити можно с помощью логического движения от обратного. Представьте себе ровную и красивую рекламную вывеску. Может быть в ней есть какой-то особый шрифтовой дизайн. Хорошо. А теперь возьмите баллончик и создайте её копию на стене — без разметки, просто от руки. У вас ничего не получится. Не расстраивайтесь — не получилось бы у любого известного художника граффити.

Попытка сделать какую-то элегантную и ровную надпись кончится провалом. Сразу же в голову приходит идея — рисовать так, как получится, но чтобы это смотрелось. Вот так и родились все стили граффити. На самом деле выбор не велик. С практической точки зрения можно:

  • рисовать буквы круглыми, большими, с плавным закруглениями всех углов шрифтового начертания, — так появился Bubble style. Напоминающие пузырьки буквы стали классикой самых простых вариантов граффити, которое очень удобно для всех тех, кто занимается бомбингом и различными видами нелегального уличного творчества;
  • делать буквы простыми, не задумываясь при этом об округлости. Это всё то, что вошло в семейство, получившее название Old School;
  • создавать огромные буквы, изображения которых чаще всего выполняет команда. Такое творчество может носить название Blockbusters или Throw-up. Последний более простой и выполняется одним или двумя цветами;
  • всё запутать и перепутать, уйти с головой в процесс прорисовки завитушек и орнаментов, которые в результате могут даже сделать надпись нечитаемой. Это уже стили новых школ, а наиболее ярким его направлением является дикий стиль — WildStyle.

Выбор какого-то направления — дело довольно условное. Граффити не было бы искусством, если бы всё строилось на канонах и правилах. Творческий человек предпочтёт работать так, как ему удобнее передавать свои эмоции и решать основную задачу общения с целевой аудиторией.

Тренировка простых элементов

Всем тем, кто ещё не в теме, но очень хочет в ней оказаться, будет полезным один маленький совет. Не пренебрегайте в своих первых шагах контурами. Вы можете использовать мелки или угольные карандаши. Чуть позже у вас получится взять баллончик и создать надпись или рисунок используя только его. Но сначала нужно «приучить» руку двигаться в заданном диапазоне.

Большую пользу приносит и умение создать не сложные надписи на одном нажатии на головку распылителя краски.

Копирование

Однажды крупное книжное издательство предложило широко известному художнику Бенуа Оллива написать большую книгу, которая должна была бы стать учебником граффити для начинающих. Он долго думал, но даже солидный гонорар не стал должным стимулом для того, чтобы создать такой самоучитель. Просто нечего сказать о том, как это делается. Это берётся и делается. Поэтому появился его собственный бестселлер. Он представлял собой книгу с вырезанными изнутри листами. Таким образом образовалась ниша, а в неё был заложен баллончик с аэрозольной краской. Граффити создаётся не по этапам, а по спонтанному движению руки. Для того чтобы она двигалась правильно нужна практика. Но мир уличного искусства очень своеобразен. С одной стороны он основывается на свободе, а с другой — каждая удачная идея подхватывается кем-то ещё. Таким образом появляются течения, что в этой среде часто называют волнами.

Всё значимое граффити в этом мире создано посредством копирования, к которому добавлялось что-то от себя. Когда-то самые первые художники в СССР просто рассматривали картинки в западных журналах и делали что-то подобное сами, додумывая всё остальное на ходу. Фото становились лишь стимулом для того, чтобы делать что-то подобное, но не повторяя слепо.

Как нарисовать граффити поэтапно

Ну вообще-то руками… Глядя на огромное разнообразие результатов можно подумать, что существуют какие-то особые техники, приёмы и методики рисовать граффити поэтапно. Давайте разделим всё то, что сделали уличные художники с середины 20-го века до наших дней на две большие группы.

  • В одну попадут произведения людей, имеющих специальное образование в области графики, дизайна и живописи. В таком случае граффити — это традиция художественной деятельности, которая представляет собой нечто среднее между искусством и ремеслом.
  • В другую работы личностей ярких, творческих, странных, неординарных. Кто-то гонится за адреналином, кто-то актуализирует свой характер, кто-то и сам не знает, что он делает, но попробовав раз делает и делает, тогда и сейчас.

Представители обоих групп никогда не задавались вопросом о том, как нарисовать граффити. Как? Покупали краску в баллончиках и рисовали.

Хотите делать это на профессиональном уровне, — поступайте в колледж и учитесь на дизайнеров, в художественные училища, а если вы школьники, то в художественные школы и студии. Хотите чисто для уличной сцены, то выбросьте из головы стандарты и миф о том, что этому можно научиться как-то пошагово.

Рисуем граффити карандашом

Умение рисовать граффити карандашом на бумаге не помешает любому художнику. Продумывать композиция в условиях улицы может быть просто невозможно. Однако разница между домашними и студийными условиями так велика, что обычное понимание эскиза перестаёт иметь значимость.

Карандашные зарисовки имеют смысл для решения задач, связанных с оформлением помещений или созданием коммерческого граффити на внешних стенах клубов и магазинов. Нелегальное и любое экстремальное граффити очень плохо сочетается с домашними заготовками. Другое дело — трафареты, использование которых создаёт отдельный вид городского творчества.

Граффити на бумаге стоит рисовать уже для того, чтобы научиться строить полноценные композиции, продумывать пропорции, сюжет рисунков и обогащать их каким-то своеобразием. Переносить рисунок на стену «один в один» или ограничиться лишь отображением основной идеи, доверившись уличному материалу целиком, — каждый художник находит ответ на этот вопрос сам.

Однако с самого начала нужно иметь в виду, что техника рисования на бумаге — акварелью, гуашью или обычной ручкой крайне сильно отличается от работы аэрозольными красками. Освоить технику граффити можно только на улице.

Выходим на улицу: рисуем граффити на стене

Некоторые думают, что существует какое-то граффити для новичков — более простое, которое можно создавать на начальном этапе. Это большое заблуждение, следствие неверного представления о том, что представляет собой стрит-арт.

Как уже говорилось выше, граффити — это способ самовыражения. Если им занимается творческий человек, который не имеет отношения к изобразительному искусству, то он ищет какие-то свои формы. Профессиональный же художник будет использовать среду для той же цели, но уже на своём уровне. Но в городском пространстве подходящую нишу может найти каждый. В этом основная особенность уличного искусства. По этой причине совершенно ничего не дадут картинки для срисовки граффити. Они могут украсить какой-то школьный альбом, не не станут основой для развития мастерства уличного художника.

Собственный стиль неразрывен с практикой. Для начала нужно искать не рисунки граффити для начинающих, а находящуюся где-то в нейтральном месте стену или заборчик, что компактно огораживает гаражный кооператив или стройку. Подойдут и стены заброшенных строений. Вы можете взять с собой эскиз на листе бумаги, но не надейтесь на него очень уж сильно. Одним из условий нужного восприятия является умение художника органично вписаться в окружающую обстановку. Можно попробовать и противоречить ей, но тогда это противоречие должно быть частью творческого замысла.

Если вам это не нужно, то не гонитесь за сложными решениями с большим количеством хитрого переплетения линий. Некоторые авторы всю жизнь создают легкие граффити, но пользуются довольно большой популярностью. Вы можете взять самим рисунком, можете идеей, можете количеством выполненных работ или местом размещения. Смысловой посыл может быть совершенно любым. Это зависит от огромного ряда факторов, включая настроение.

Не доверяйте тем, кто говорит о том, что где-то рисовать можно, а где-то нельзя. Художника, который попробует проявить себя в переходе станции столичного метро или на стене возле универмага, расположенного в центре города, сражу же заберут в полицию, потому что кругом стоят камеры видеонаблюдения. А какая-нибудь подворотня в компактном дворике не вызывает особого к себе отношения. В остальном разницы никакой. Обычно стражи порядка не пытаются очень уж ревностно блюсти закон, если речь идёт о нежелательном стрит-арте. Ничего страшного с художниками не происходит, хотя большая часть граффити, включая легальное, рано или поздно закрашивается соответствующими службами.